История большого мастера В.С. Зайкова
в интервью с Федором Бирючевым для журнала "Собака"
08.12.2020
г. Челябинск, Россия
Бронзовый век. История большого мастера
расширенная версия интервью

Скульптор-монументалист Виталий Зайков всю свою жизнь самозабвенно служил искусству. За свои неполные 96 лет он создал несколько сотен работ, вошедших в культурное наследие советской эпохи, а затем украинской и российской истории, в их числе духовный символ Челябинска и всего региона, объект культурного наследия РФ - памятник «Сказ об Урале». В память об ушедшем легендарном мастере: интервью с его внуком – композитором и пианистом Фёдором Бирючевым.

      В этом году вы приезжали на Урал с очень личным концертом-дискуссией, который посвятили Виталию Семеновичу. Какое впечатления на вас произвел Челябинск?

      Я посетил Урал впервые этой зимой. Мне хотелось приурочить мероприятие в Челябинске к 95-летию дедушки, которое он отметил в прошлом году.

      Я очень полюбил Челябинск с его широкими проспектами, с его особой самобытностью. Честно сказать, с Уралом оказалось связано столько всего, что и не знал, как уезжать обратно в Москву.

      В Челябинске я встретил так много людей, работавших с моим дедом, любящих и помнящих его, хоть он и покинул Южный Урал 37 лет назад. Я очень благодарен всем этим людям за то, что они хранят память о Виталии Семеновиче, за то, что они не безразличны к своей истории и культуре.

      Что успели посмотреть?

      Первым делом я возложил цветы у «Сказа об Урале». Мой концерт и дискуссия о творчестве дедушки состоялись в Челябинском музее изобразительных искусств на площади Революции, и памятник В.И. Ленину я увидел в первый же день перед концертом. На второй день я приехал в пожарную часть, где был установлен монумент Виталия Семеновича «Слава отважным», посетил памятник «Катюша», Дворец культуры железнодорожников (рельеф декоративного фронтона здания был выполнен Виталием Семеновичем), увидел дом, где жили мои дедушка с бабушкой, отыскал дедушкину мастерскую.

      К сожалению, из-за насыщенного графика, мне не удалось посетить множество памятников Виталия Семеновича в Челябинской области, поэтому обязательно сделаю это в свой следующий приезд.

      Мне посчастливилось познакомиться и побывать в мастерской замечательного скульптора, Народного художника РФ, В.А. Авакяна, современника моего дедушки. Это удивительный мастер, который заставил мрамор стать живым, и очень светлый, сильный духом человек. Я побывал в гостях близкого друга моего дедушки О.А. Кудзоева, известного искусствоведа, писателя, члена Союза художников. Я также посетил выставочные залы самого Союза художников вместе с ним и познакомился с искусством современных челябинских живописцев. Мы встретились и с председателем Союза художников Костюком А.В., который очень помог в организации концерта-дискуссии, посвященной Виталию Семеновичу.

      Вы ощутили сопричастность к культурному наследию вашего предка? И, почему для вас так важно изучать историю своей семьи?

      Безусловно! Удивительное ощущение осознания сопричастности! В Челябинске, как и в Евпатории, месте, где я родился и вырос, практически каждая главная улица, каждая площадь украшены памятниками моего дедушки. Быть среди них – это словно каждый день открывать любимую книгу, где тебя ждут его легендарные герои, – они всегда здесь, они всегда готовы раскрыть тебе свою душу.

      Работы, известные мне с самого детства только по фотографиям, ожили передо мной в Челябинске, как и старые истории, поведанные дедушкой. Все это – огромная часть жизни дедушки и уральцев, часть меня самого. Изучая историю семьи, в значительной мере познаешь самого себя.

      Какие истории из жизни дедушки вы любите пересказывать?

      Таких историй довольно много. Расскажу две из них.

      Первая связана с военным временем. Когда дедушка еще был курсантом в Васильковской авиационной школе механиков, среди ночи их часто поднимали по учебной тревоге. Обычно Виталий Семенович становился в построение одним из первых. Но однажды во время очередной ночной тревоги он замешкался – его сапог закатился под кровать, и в результате стал в строй тринадцатым. Первых двенадцать солдат отобрали для секретного задания, с которого впоследствии никто из них, к сожалению, не вернулся. Их самолет был сбит, и все они погибли. Судьба сохранила жизнь Виталию Семеновичу. И сохраняла ее потом не единожды. Дедушка всегда был благодарен своей судьбе, говорил, что родился в рубашке.
      Вторая история связана с приездом Виталия Семеновича на Урал после окончания Академии художеств. Это было как раз то время, когда он задумал создать образ Урала.

      Он окончил Академию художеств с красным дипломом, его дипломная работа заняла первое место на Выставке лучших дипломных работ 1954 года. Но когда он вернулся на Урал, об этом еще никто не знал. Виталию Семеновичу пришлось очень трудно, Союз художников в то время не выделил ему мастерской, у него практически не было средств к существованию. И он решил отложить идею со «Сказом» и вернуться обратно в Ленинград, к тому же его профессор, Народный художник СССР В.В. Лишев давно и настойчиво звал поступать в аспирантуру. Он понес письмо на почту, где написал В.В. Лишеву, что возвращается в Ленинград, и перед тем, как бросить письмо в почтовый ящик, увидел на столе газету, на первой странице которой была большая статья о нем и его дипломной работе «Метателе молота». Дедушка решил пока что попридержать письмо и отправился с этой газетой к Председателю Союза художников. Экземпляр этой же газеты уже лежал у него на столе в кабинете, и после их разговора Виталий Семенович получил мастерскую и вместе с ней возможность работать и воплотить свою мечту о «Сказе».

      Надо сказать, что процесс создания памятника и его установки в определенном месте города – это огромный путь, и должно сойтись невероятное количество положительных факторов и обстоятельств, чтобы это случилось. Здесь все зависит далеко не только от скульптора – над этим работает целая команда: архитекторы, сотрудники администрации города, инженеры, формовщики, монтажники, строители, грузчики и многие другие люди.

      «Сказу об Урале» было суждено воплотиться в жизнь, обрести широчайшую популярность, стать намоленным местом, и я верю, что его история будет продолжаться многие-многие годы. Нам всем нужно его беречь и ухаживать за ним, ведь в этом монументе заключена часть души Урала.

      Дедушка рассказывал, как рождался легендарный образ "Сказа об Урале"?

      Идея создать образ Урала пришла ему еще в детстве. Он любил со старшим братом Сергеем бродить по лесам в окрестностях родной деревни, где жила вся семья. Их дедушка был пимокатом, делал валенки, и каждую пару отмечал по-особому: где поставит веточку с ягодой земляники, где вплетет иной узор. Люди узнавали его работы среди прочих мастеров. И гуляя с братом по лесу Виталий Семенович как-то сказал: «Серега, вот бы про наш Урал картину написать… Про то, как лес шумит, как царевна с золотой косой у озера своего Айлыпа ждет, про нашего деда-пимоката, про нас с тобой…»

      Так и родилась эта мечта. Она воплотится позже в монументе, которому суждено будет стать символом целого края.

      После окончания Академии художеств, Виталий Семенович вернулся на Урал, в Челябинск чтобы воплотить свое детскую мечту. На протяжении многих лет он искал образ, задавал себе вопросы, как выразить дух Урала в одном монументе, что именно это должно быть? Виталий Семенович много путешествовал по родному краю, собирал и изучал его легенды и предания. Рудники Карабаша, снежные вершины Таганая, жаркая от мартенов Магнитка, дремучие Ильменские леса, - все говорило с ним, а он слушал. Постепенно, в напряженных творческих поисках родился образ богатыря-труженика Урала. С момента создания скульптурной композиции в гипсе в 1957 году до воплощения ее в двенадцатиметровом гранитном монументе на Привокзальной площади Челябинска пройдет еще долгих десять лет. Именно за эту работу Виталий Семенович удостоился звания Заслуженного художника РСФСР.
      Успели обсудить с дедушкой поездку на историческую родину?

      К счастью, да. Он передал челябинцам сердечный привет и очень благодарил меня за то, что это мероприятие состоялось. Виталий Семенович с особой теплотой вспоминал родной Урал на протяжении всей своей жизни в Крыму.

      Как бы вы описали Уральский и Крымский периоды жизни Виталия Семеновича?

      Уральский период Виталия Семеновича был неразрывно связан с невероятным подъемом страны после Великой Отечественной Войны. Это было удивительное время рассвета искусства, возрождения страны. И Виталий Семенович, как и его другие челябинские коллеги: Народный художник РСФСР Л.Н. Головницкий, Заслуженный архитектор РСФСР Е.В. Александров являлись огромной частью движущей силы этого времени. На Урале были реализованы настолько масштабные скульптурные проекты, создание которых в наши дни, к сожалению, не кажется возможным.
      Переехать в Крым Виталия Семеновича побудило ухудшение здоровья дочери, моей матери. Начало Крымского периода выпало на закат Советского Союза и на 90-е годы. Заказов у Виталия Семеновича не было около 10 лет. Но каждый день он ходил в мастерскую и работал в надежде, что когда-нибудь все наладится. Меня до сих пор поражает его выдержка и стойкость, особая преданность, чистая любовь к искусству. Этот период был для него гораздо более личным, у него было много времени для того, чтобы обратиться к себе и по-новому переосмыслить свое творчество, пересоздать себя заново. Темы войны и героики трудового подвига остались и были реализованы во многих крымских памятниках, но также пришли и новые: обращение к русским былинам и преданиям в графических работах, к античному наследию в скульптуре малых форм, к теме Божественного.

      Во второй половине Крымского периода Виталий Семенович создал шестнадцать монументальных памятников в Крыму, среди которых также и все основные памятники Евпатории.

      Вы сказали, что в Крыму ваш дедушка обратился к античной мифологии. Место и климат, на ваш взгляд, все-таки влияют на творчество?

      Думаю, что место в определенной степени, безусловно, влияет на художника. А Крым – удивительное место с богатейшей историей и античным прошлым. Евпатория - город, в котором я родился и вырос, а Виталий Семенович жил с 1982 года. Он почти ровесник Рима и был основан древними греками более 2500 лет назад. А для Виталия Семеновича искусство Древней Греции всегда занимало особое место в его сердце еще со времен Академии художеств. Они, думаю, в какой-то степени нашли друг друга. С моей точки зрения, работы дедушки, созданные на античные сюжеты в Крыму, - жемчужины его Крымского периода творчества.

      Один из потрясающих фактов биографии Виталия Семеновича – это его знакомство с премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру. Что он рассказывал о личности этого человека?

      Мой дедушка встречался с Джавахарлалом Неру в Кремле в кабинете Н.С. Хрущева, когда первый премьер-министр Индии приезжал в СССР в 1955 году. На этой встрече дедушка вылепил из глины портрет Неру, который позже был отлит из чугуна в трех экземплярах на легендарном заводе в Каслях.

      Один из них был передан Дж. Неру как дипломатический дар от Советского Союза и в настоящее время он хранится в музее первого премьер-министра Индии в Нью-Дели, другой экземпляр - в семье Генерального секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева в Москве, третий - в личной коллекции моей семьи.

      Виталий Семенович восхищался личностью Джавахарлала Неру, его борьбой за свободу и демократию, его служением своему народу. Мой дедушка изучал культуру и историю Индии, и эта встреча очень много значила для него. Позже связь нашей семьи с этой удивительной страной продолжилась через работу Виталия Семеновича над созданием скульптур для парка им. Н.К. Рериха в Крыму, а также через мои гастроли в Нью-Дели, которые состоялись в начале этого года. Индия глубоко поразила меня, это – страна с большим сердцем.
      Насколько вы были с ним близки? О чем любили разговаривать?

      Очень близки. Мы много общались с ним об искусстве. Он рассказывал мне о жизни великих художников эпохи Возрождения, о времени, проведенном в Москве, Петербурге, на Урале и в Волгограде, где он принимал участие в создании Мамаева Кургана в творческой группе Народного художника СССР Е.В. Вучетича, о сложном пути России в двадцатом веке, делился рассказами о своем отце, кронштадтском моряке, который штурмовал Зимний дворец, любил читать сказки П.П. Бажова, а также стихотворения А.С. Пушкина, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, а я же, в свою очередь – М.Ю. Лермонтова и своего испанского теску, Федерико Гарсиа Лорку, играл на рояле ему первому мои новые композиции. Также мы читали друг другу и свои собственные стихотворения. Это было чудесное время!

      Часто приходили к нему в мастерскую, чтобы наблюдать, как он работает? Виталий Семенович никогда не сомневался, что станет скульптором? Где сейчас хранятся его работы?

      Я провел все свое детство в его мастерской, нередко помогал дедушке замешивать глину, подавал инструменты... Мне очень нравилось находиться внутри этого творческого процесса. Работа скульптора – тяжелый и кропотливый труд, требующий огромных физических затрат и душевных усилий. Но видеть изнутри как рождается и растет новый памятник – ни с чем не сравнимое счастье. Разве что – с рождением музыкального произведения.

      Виталий Семенович окончил Свердловское художественное училище как живописец, но в Российскую Академию художеств им. И. Репина поступил на скульптурный факультет.

      Изначально он не собирался становиться скульптором, хотел посвятить себя живописи, но в Ленинграде Виталия Семеновича отговорили поступать на факультет живописи после того, как он показал свои работы приемной комиссии – ему сказали, что его уже нечему учить и посоветовали попробовать себя в новой для него творческой сфере – в скульптуре.

      И он попробовал. На сегодняшний день работы Виталия Семеновича хранятся во многих музеях и фондах на территории СНГ, среди которых ФГБУК «Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» (г. Москва), Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств (г. Санкт-Петербург), Музейный фонд Украины (г. Киев) , Музейный фонд Российской Федерации (г. Москва), Музеи изобразительных искусств в Волгограде, Ростове-на-Дону, Калуге, Тюмени, Симферопольский художественный музей и др. В Челябинске – в Государственном историческом музее Южного Урала и Челябинском государственном музее изобразительных искусств.

      Расскажите какую роль музыка играла в вашем доме во времена детства?

      Огромную роль. С самого детства мама играла для меня на фортепиано, да и я сам немного пытался (смеется). Именно в то время я познакомился с музыкой композиторов, которых полюбил на всю жизнь, – это, безусловно, С. Рахманинов, П. Чайковский, Ф. Шопен, К. Дебюсси. Моя бабушка занималась со мной вокалом, я пел также и в ее вокальном ансамбле в музыкальной школе, – так что мой дом был всегда полон музыки, живого творческого общения, а зрителями моих первых концертов были дедушка с бабушкой и родители.

      В чем вы больше всего хотите быть на него похожи?

      Я всегда восхищался феноменальным трудолюбием Виталия Семеновича, его жизненной мудростью, невероятной стойкостью и блестящей эрудицией. Но большего всего – его добротой, умением видеть свет в каждом, показать этот свет человеку и окружающим. Мне кажется, это одна из главных задач художника – нести свет. И мне хотелось бы делать это с помощью музыки.

      Что вы чувствуете, когда пишите музыку?

      Чувствую, как со мной говорят ангелы.

      Опрометчиво спрашивать, но, какие неизменные творческие планы у вас на этот год?

      В этом году наша семья планирует издание альбома, который включит в себя детальную биографию Виталия Семеновича, а также иллюстрации всех его работ, – начиная от монументальных памятников и заканчивая многочисленными графическими работами. Я активно занимаюсь продвижением идеи создания Мемориальной мастерской моего дедушки в г. Евпатория, где он жил и работал на протяжении последних 37 лет, и очень надеюсь, что в этом году удастся воплотить в жизнь этот проект. Виталий Семенович оставил значительное наследие, среди которого собрание скульптуры малых форм в гипсе, и сейчас я нахожусь в поиске тех людей, кто мог бы помочь с переводом данной коллекции в бронзу для ее дальнейшего сохранения.

      Что касается моей работы как музыканта, – на 2020 год было запланировано множество концертов в России и Европе, но из-за коронавируса они были перенесены. У меня появилось больше свободного времени для реализации тех проектов, которые долго откладывались по причине насыщенного концертного графика. Я наконец-то смогу закончить нотный сборник для фортепиано, которого ждали очень многие. Также в этом году должен увидеть свет мой четвертый альбом «Старые фотографии». В этой работе я обратился к наследию русской фортепианной школы и творчеству европейских композиторов-романтиков, переосмыслил его, постарался объединить традицию и современный сочинительский подход в нечто целое.

      Основной сюжетной линией альбома стала история моей семьи в XIX и XX веках. Каждая работа – своего рода фотография, снимок давно ушедших мгновений времени, слепок судеб, попытка увидеть и отобразить портрет двух эпох, оставивших огромный след в истории и культуре России.

      Можно сказать, что этот альбом – взгляд в прошлое для того, чтобы узнать и обрести свое настоящее.
      Все будет здесь: Адмиралтейство
      И утром тронутый Проспект,
      И голос твой, и шепот детства,
      Тобой дарованный мне свет.

      И Академия, и Зимний
      В дожде встречают новый март,
      «Исхода нет» - Нева и льдины,
      Вокзал - и нет пути назад.

      Все будет здесь, и город помнит
      О том, кто в нем когда-то был,
      Кто глину судеб на ладонях
      Своих горячих оживил.

      Прощальный взгляд - и вдруг, в тумане
      В берете тает силуэт,
      Мне удалось увидеть память,
      И твой найти последний след.

      Ф. Бирючев

      Оно все здесь - не ушло:
      И сказов твоих тепло,
      И все твое ремесло,
      Что через годы живо,
      Чему вовек не истлеть.

      Снегами души мело,
      Тела гробами гребло,
      Творцов своих не несло
      России тощей крыло,
      Но мы пытались лететь.

      А боль - лишь шаг в ремесло,
      Цена его и весло,
      И так вокруг все мертво,
      Что и сказать тяжело, -
      И нам оставалось петь, -

      Ведь здесь оно - не ушло,
      А мир сбережет добро
      И чувств твоих серебро.
      Перед рассветом - темно,
      И нам с тобою - гореть.

      Ф. Бирючев